Госпошлина при регистрации договора дарения недвижимости
Исходя из ст. 131 ГК РФ, процедура дарения недвижимости всегда сопровождается последующей государственной фиксацией прав на нее. Процедура этой фиксации — порядок проведения, необходимые документы и прочие нюансы определены ФЗ № 122 от 21.07.1997 г., согласно которому, ее осуществлением занимается Федеральная регистрационная служба через свои местные отделения и многофункциональные центры.
Согласно ст. 11 ФЗ № 122, за совершение указанными органами регистрационных действий в пользу государства взимается госпошлина, размер которой определяется налоговым законодательством, а сама пошлина подлежит уплате до момента подачи документов для регистрации. Примечательно, что необходимости предоставлять в регистрационный орган документы, подтверждающие оплату, не установлено, однако предоставление может осуществляться по личной инициативе заявителя.
Стоит понимать, что к уплате пошлины обязываются не все субъекты права. Так, в рамках процедуры дарения, от такой обязанности освобождены органы местного самоуправления, государственные органы и органы субъектов федерации, а также малоимущие (п. 15 ст. 333.35 НК).
Сам размер госпошлины определен ст. 333.33 НК и составляет для физических лиц — 2000 рублей, для организаций — 22000 рублей. Уплату пошлины за регистрацию прав осуществляет заявитель, перечисляя средства на счет конкретного отделения Росреестра в казначействе.
Регистрация договора дарения недвижимости
Как известно, с 1 марта 2013 г. ФЗ № 302 от 30.12.12 г. отменил обязательность госрегистрации договора при заключении сделки дарения недвижимости. Однако этим законом вовсе не отменялась регистрация самих прав на недвижимость, установленная как обязательная, согласно ст. 131 ГК РФ. В соответствии с ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. ее проводит Федеральная регистрационная служба через свои местные отделения и МФЦ (многофункциональные центры).
До принятия закона, отменяющего необходимость регистрации договора дарения, такой договор получал законную силу только с момента его фиксации, сейчас же — с момента подписания. Ну а право собственности, которое отчуждается дарителем, возникает у одаряемого лишь после внесения сведений в соответствующий реестр (п. 2 ст. 223 ГК).
Примерный порядок проведения государственной регистрации установлен законодателем в ст. 13 ФЗ № 122, согласно которой, регистратор осуществляет прием документов, их регистрацию, совершает их проверку на предмет законности, дает им правовую оценку и проводит правовую экспертизу, после чего только вносит сведения в Единый реестр прав. В то же время п. 1.2 ст. 20 ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. определяет невозможность проведения фиксации права в реестре, если кадастр недвижимости не содержит сведений про регистрируемый объект.
Определение государственной фиксации прав как обязательной установило важное правило для формы договора дарения. Так, ввиду необходимости регистрации, форма договора дарения всегда должна иметь письменное обличение, чего вовсе не требует ст. 574 ГК, регулирующая этот вопрос.
Регистрационный орган, получив указанный пакет документов по почте и не обнаружив в нем каких-либо сведений относительно уплаты госпошлины, в соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ № 122, не осуществил прием указанных документов. Он оставил их без рассмотрения, до момента получения подтверждения факта уплаты налога за регистрацию от заявителя или появления таких сведений в ГИС ГМП. По прошествии недельного срока государственный регистратор решил, что указанные сведения так и не поступят, и направил указанный пакет документов обратно заявителю. В то же время заявитель — дочь гражданки Булгаковой — вспомнила про свою оплошность, и в этот же день, когда регистратор направил документы заявителю, оплатила госпошлину и представила платежный документ в регистрирующий орган. Обнаружив, что документы в нарушение указанного порядка были отправлены ей обратно, она приняла твердое решение обжаловать действия регистратора в суде, как только почта доставит направленные документы.
В судебном порядке она просила отменить решение регистратора о возвращении ей документов и принять их незамедлительно, а датой принятия считать дату оплаты госпошлины. Свою позицию она аргументировала тем, что регистратор действовал вразрез с п. 4 ст. 16 ФЗ № 122, согласно которому, он имел право вернуть документы заявителю, не приняв их к рассмотрению, только по истечении десятидневного, а не семидневного срока. Учитывая то, что по прошествии семи дней она все же оплатила госпошлину и предъявила ее регистратору, именно этот день должен был стать днем приема документов к рассмотрению, если бы регистратор не нарушил порядок.
Рассмотрев аргументы дочери гражданки Булгаковой, суд удовлетворил ее требования.
Кто обязан уплачивать госпошлину
Согласно ст. 333.17 НК РФ, обязанность уплаты пошлины за регистрацию прав, возникает только у тех физических лиц или организаций, которые обращаются за ней в органы Росреестра. Таким образом, обязанностью уплаты госпошлины при регистрации прав наделяется заявитель — лицо, подающее заявление о регистрации.
Согласно ст. 16 ФЗ № 122, госрегистрация возникшего по договору дарения права проводится по заявлению правообладателя (т. е. одаряемого) или сторон договора, по которому осуществляется переход прав. Таким образом, закон допускает подачу указанного заявления с обеих сторон — как от одаряемого, так и от дарителя.
Исходя из вышесказанного, стороны дарения самостоятельно решают, кто из них будет подавать заявление на регистрацию прав на недвижимость. Та сторона, которая возьмет на себя обязанность подать заявление на регистрацию, и должна будет уплачивать установленную ст. 333.33 НК госпошлину.
В случаях, когда заявителем будет одаряемый, для регистрации права все равно потребуется заявление и от дарителя, особенно при заключении консенсуальной сделки дарения. Логика этого положения такова, что для определения момента перехода прав в будущем необходимо заявление отчуждающей стороны.
Законом определены субъекты права, которые освобождаются от необходимости уплаты госпошлины. Среди них выделяют государственные органы и органы местного самоуправления, а также малоимущих.
Если для фиксации права собственности обратились несколько дарителей или одаряемых, то размер налога делится поровну между всеми ними.
Величина государственной пошлины
Величина государственного сбора, который при подаче документов для госрегистрации прав уплачивает лицо, подающее такие документы, определена пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК. Согласно ей, до подачи заявления для регистрации заявитель — физическое лицо должен оплатить 2000 рублей; заявитель — юридическое лицо — 22000 рублей.
Отдельные тарифы установлены для фиксации в реестре прав на земельные участки. Для них, согласно пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК, размер тарифа установлен на уровне в 350 рублей.
Как уже было сказано, при наличии в качестве заявителей правообладателей или отчуждателей имущества нескольких субъектов сумма государственной пошлины делится между ними в равных частях. Если один из таких субъектов-заявителей, в соответствии с главой 25.3 НК РФ, освобожден от ее уплаты или наделен льготами, то размер пошлины уменьшается пропорционально количеству льготников среди заявителей и подлежит уплате остальными субъектами, не освобожденными от ее уплаты, именно в таком размере.
Примечательно, что уплата госпошлины возможна как в наличной, так и безналичной форме. Факт уплаты госпошлины подтверждается или платежным поручением с отметкой банка (безнал), или квитанцией об оплате.
Порядок уплаты госпошлины
Обращаясь в одно из отделений Росреестра с целью регистрации возникшего у одаряемого права собственности на объект недвижимости, согласно ст. 11 ФЗ № 122, заявитель должен уплатить госпошлину за регистрацию. Несмотря на то, что указанным законом не установлены обязанности представления доказательства о ее уплате, его предоставление все же является целесообразным. Это связано с тем, что большинство местных отделений Росреестра, несмотря на отсутствие в законе прямого указания на то, воспринимают платежный документ как один из необходимых для государственной регистрации.
Так, доказательством факта уплаты госпошлины будет подлинный платежный документ — платежное поручение с отметкой банка при безналичной оплате и банковский чек — при наличной оплате. Один из них предоставляется вместе с остальными документами, требуемыми для регистрации права собственности на недвижимость.
Согласно абз. 4 п. 8 ст. 16 ФЗ № 122, в случае, если платежный документ не представлен вместе с заявлением и остальными документами для государственной регистрации, то днем принятия таких документов будет считаться день поступления в указанный орган сведений о такой уплате. Таким образом, уплата госпошлины должна производиться заявителем до момента подачи документов, однако не исключен и вариант уплаты в 10-дневный срок, с момента подачи.
В случае обнаружения в платежном документе ошибок, которые будут препятствовать перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ, согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК, обязательство уплаты госпошлины следует считать неисполненным, о чем сообщается заявителю, а также предлагается исправить такое положение дел. В то же время неправильное заполнение документа, подтверждающего оплату пошлины, согласно ФЗ № 122, может являться препятствием для совершения регистрации, ввиду чего в ней может быть отказано.
Уплата госпошлины может производиться также и уполномоченным представителем заявителя по доверенности, которую такой представитель должен иметь на руках при оплате. В таких случаях, в платежном документе обязательно указание, что представитель действует «от» и «в» интересах конкретного лица — заявителя.
Отметим, что доказательством факта уплаты государственной пошлины заявителем может выступать не только представленный им платежный документ, но и сведения, имеющиеся в ГИС ГМП.
Заключение
Указанную регистрацию осуществляют местные отделения Росреестра и многофункциональные центры по заявлению одной из сторон договора дарения.
За совершение юридически значимых действий, направленных на регистрацию прав, указанные органы взимают с заявителей, подавших документы, государственную пошлину.
Уплату государственной пошлины осуществляют заявители или их представители по месту проведения регистрации. При наличии в качестве заявителей нескольких субъектов сумма пошлины делится между ними пропорционально.
Размер госпошлины за регистрацию прав на недвижимость определен налоговым законодательством и составляет: для физ. лиц — 2 тыс. рублей; для юр. лиц — 22 тыс. рублей; для регистрации земельных участков — 350 рублей.
Факт уплаты заявителем госпошлины подтверждается двумя способами — путем предоставления вместе с остальными документами платежного документа или при наличии соответствующей информации в ГИС ГМП.
При отказе заявителя от уплаты госпошлины регистрирующий орган не принимает поданные ей документы к рассмотрению.
К субъектам, освобожденным от обязанности уплаты государственной пошлины, законодатель относит федеральные и местные органы государственной власти и местного самоуправления, а также лиц, признанных малоимущими.