Договор пожертвования школе
Согласно нормам статей 572 и 582 Гражданского кодекса (ГК) РФ, договор пожертвования школе предполагает совершение в пользу нее дарения какого-либо имущественного блага, обремененного жертвователем целевым общеполезным назначением, в рамках которого учебное заведение обязано его использовать в случае принятия такого пожертвования. Такое обособленное дарение может совершаться лишь в пользу самого учебного заведения, но никак не в пользу ее руководства или работников — это запрещено п. 2 ст. 575 ГК РФ.
Наличие общеполезного назначения пожертвования школе довольно специфично — предполагается, что оно направлено на удовлетворение материальных, культурных или духовных потребностей и интересов определенной группы граждан, а не конкретных лиц. В частности, при пожертвовании школе, исходя из ее уставных целей, жертвуемое имущество должно быть прямо или косвенно нацелено на удовлетворение интересов учащихся.
Невозможность использования жертвуемого имущества школой по какому-либо другому назначению продиктовано тем, что такое назначение является первостепенным побуждающим мотивом жертвователя для безвозмездной передачи имущества. В то же время соблюдение воли жертвователя может создавать для учебного заведения определенные неудобства, связанные с ее исполнением. Таким образом, для передачи школе пожертвования она должна дать на то свое согласие — обязать ее к этому невозможно.
При заключении договора пожертвования школе этот договор обязан содержать указание на конкретный жертвуемый предмет, который является единственным существенным условием такого договора. Согласно п. 1 ст. 432 ГК и п. 2 ст. 572 ГК, в случае отсутствия такого указания договор можно считать незаключенным или недействительным.
На практике предметом пожертвования школе чаще всего выступают денежные средства. Это связано с тем, что жертвователь наделен правом проверки их использования, осуществить которую проще всего.
Когда требуется письменная форма договора пожертвования школе
Поскольку пожертвование школе имеет целевой и общеполезный характер, жертвователь должен иметь четко выраженные гарантии того, что переданное им имущество будет использовано исключительно по установленному им назначению. Достичь этого возможно лишь посредством составления письменного договора пожертвования с указанием назначения, ответственности за его нарушение и порядка его проверки.
Таким образом, вполне целесообразно оформлять письменно каждый договор пожертвования школе, цена которого превышает размер «обычного подарка небольшой стоимости», т. е. 3 тыс. рублей. Определение именно таких оценочных пределов, требующих письменной формы, полностью отражает природу пожертвования, так как передача имущества стоимостью менее 3 тыс. рублей не требует повышенного контроля их использования, поскольку не наносит жертвователю существенного ущерба.
Однако у законодателя свое мнение на этот счет, исходя из которого обязательность письменной формы пожертвования школе, согласно ст. 574 ГК, установлена лишь в трех случаях:
- при передаче школе пожертвования стоимостью выше 3 тыс. рублей, где жертвователем является юридическое лицо;
- при пожертвовании школе объекта недвижимости, что продиктовано порядком государственной ее регистрации;
- при заключении договора обещания пожертвования в будущем.
Кроме того, в случае принятия сторонами решения о необходимости нотариального удостоверения пожертвования в пользу школы (пп. 2 п. 2 ст. 163 ГК), исходя из ст. 45 Основ законодательства о нотариате, такой договор также будет требовать соблюдения его письменной формы. В то же время следует помнить, что нотариальное удостоверение не является обязательным для пожертвования.
Особенности договора пожертвования школе
Большинство особенностей договора пожертвования, совершаемого в пользу общеобразовательного учебного заведения, продиктовано его целевым общеполезным характером. Однако определение конкретного целевого назначения для использования одаряемой школой жертвуемого имущества является лишь правом жертвователя, а не обязанностью, в отличие от пожертвования физ. лицу (п. 3 ст. 582 ГК).
Исходя из вышесказанного, можно выделить первую особенность пожертвования школе — по факту, оно не требует определения договором конкретного целевого назначения, ввиду чего при его отсутствии нельзя признать такое пожертвование обычным дарением. Однако это вовсе не освобождает школу от использования блага по конкретному назначению — даже в случае его отсутствия в договоре школа обязана использовать жертвуемое имущество в рамках своей общеполезной уставной деятельности или деятельности, установленной соответствующими Положениями образовательного учреждения и правилами внутреннего распорядка.
Помимо этого, общеполезность также влияет и на допустимые к пожертвованию школе предметы. Так, исходя из п. 1 ст. 582 ГК, пожертвованию школе подлежат лишь оборотоспособные вещи материального мира и вещные или обязательственные имущественные права — освобождение школы от имущественной обязанности недопустимо.
Поскольку жертвуемые вещи материального мира должны использоваться школой только в рамках своих уставных общеполезных целей (например, нельзя пожертвовать в пользу школы 50 клеток для животных с целевым назначением — содержать в них бездомных собак и кошек) — это существенно сужает круг допустимых к передаче объектов. Так, передаваемые вещи не просто должны быть наделены общеполезным характером, они также должны предполагать возможность их использования школой в рамках их законной уставной деятельности в соответствии с Положениями.
Порядок передачи пожертвований школе
Порядок передачи пожертвования в пользу школы должен быть определен заключенным между учебным заведением и жертвователем договором, в котором этому порядку может быть посвящен отдельный раздел. Указанным порядком передачи должен быть учтен ряд условий, среди которых:
- способ передачи предмета пожертвования;
- сроки его передачи;
- перечень совершаемых действий при его передаче;
- перечень лиц, участвующих в такой передаче.
Определение сроков передачи целесообразно лишь при заключении договора обещания пожертвования, поскольку при заключении реального договора его совершение всегда сопровождается фактической передачей. Так, договором могут быть определены:
- сроки передачи в качестве конкретной даты ее совершения;
- период времени, в течение которого должна быть совершена передача;
- отлагательное условие — событие, наступление которого позволит определить такую дату.
В порядке передачи стороны также могут определить необходимость совершения юридически значимых действий — нотариальное удостоверение, составление передаточного акта, опись имущества, проведение экспертиз и т. д. Следует понимать, что все это должно сопровождаться передачей сторонам подтверждающих их проведение документов, перечень которых также подлежит указанию.
Кроме того, определению подлежит перечень лиц, участвующих в передаче. Так, поскольку школа является организацией, то принятие пожертвования должен осуществлять ее законный или уполномоченный представитель — директор или любое другое назначенное им лицо. Помимо него и жертвователя, могут привлекаться и другие лица — эксперты, юристы, нотариусы, бухгалтера и т. д.
Основания и порядок отмены пожертвования школе
Отмена пожертвования, совершенного в пользу школы, может быть осуществлена лишь на основаниях, установленных п. 5 ст. 582 ГК — основания для отмены дарения (ст. 578 ГК) не применяются. Все остальные случаи, требующие расторжения договора по инициативе заинтересованных лиц, предполагают применение общего порядка. Как известно, пожертвование всегда имеет общеполезное целевое назначение, которое либо устанавливается жертвователем, либо вытекает из уставного направления деятельности школы. Единственным основанием для отмены такого пожертвования является использование школой пожертвованного имущества, выходя за рамки его назначения, или самовольное изменение такого назначения в обход порядка, установленного п. 4 ст. 582 ГК.
Исходя из того, что пожертвование может быть отменено по инициативе жертвователя или его правопреемников, вполне логично предположить, что указанные субъекты должны иметь возможность определить, используется ли переданное ими имущество по назначению. Поскольку законом не регулируется какой-либо порядок проверки, его следует определять договором, устанавливая им порядок контроля использования пожертвования.
Проводя проверку использования пожертвованного имущества, жертвователю или его правопреемникам, в случае обнаружения нарушения порядка использования, следует зафиксировать его любым возможным способом. Кроме фиксации, следует использовать обязанность школы вести обособленный учет использования пожертвованного имущества. Собрав достаточно сведений для доказательства нецелевого использования, жертвователь подает иск в суд по месту нахождения школы (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ) с требованием отмены пожертвования.
При отмене пожертвования применению также подлежит п. 5 ст. 578 ГК, согласно которому возврату жертвователю подлежит все сохранившееся в натуре пожертвованное имущество. Следует понимать, что если сохранилось не все имущество, то, поскольку пожертвование аннулировано, то посредством ранее использованного имущества одаряемый получил неосновательную выгоду, которая также подлежит возмещению согласно ст. 1105 ГК.
В судебном процессе представитель благотворительного фонда ссылался на обязанность школы, согласно заключенному договору, представлять жертвователю запрошенные документы. Поскольку на такой запрос со стороны школы последовал отказ, представитель фонда просил признать такие действия нарушением целевого назначения переданных средств. Ввиду отсутствия доказательной базы, он также просил суд обязать школу представить запрашиваемые фондом ранее документы. Представитель школы, в свою очередь, ссылался на то, что они не учли необходимости ведения обособленного учета, про который попросту «забыли». В качестве доказательства целевого использования были представлены товарно-транспортные накладные, согласно которым, школа закупила спортивное оборудование как раз на пожертвованную сумму, ввиду чего отмена невозможна.
Выслушав позиции сторон, суд разъяснил представителю Фонда, что отмена пожертвования, согласно п. 5 ст. 582 ГК, возможна только в случае доказательства использования имущества в нарушение целевого назначения. Поскольку оно доказано не было, суд отказал фонду в отмене пожертвования. В то же время суд посоветовал жертвователю подать новый иск, в рамках которого потребовать расторжения договора на общих основаниях. Суд объяснил это тем, что непредставление обособленного учета нельзя рассмотреть иначе как существенное нарушение договора (ущерб стороны, который влечет лишение ее того, на что она могла рассчитывать при заключении договора), что, согласно пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК, является основанием для расторжения.
Заключение
В качестве пожертвования школа может принимать лишь материальные вещи и имущественные права.
Передаваемые в качестве пожертвования материальные вещи должны учитывать специфику деятельности школы, поскольку они могут использоваться исключительно в ее рамках.
Предмет пожертвования всегда должен конкретизироваться договором — в качестве него в большинстве случаев выступают денежные средства.
Договор пожертвования имущества в пользу школы может не содержать конкретного целевого назначения для его использования — такое назначение будет вытекать из уставной деятельности школы.
Если жертвователь все же решит указать в договоре целевое назначение, оно может быть более конкретным, но также не может выходить за рамки уставной деятельности школы.
Никто не может заставить школу принять пожертвование, равно как и отказаться от его принятия.
При совершении пожертвования в пользу школы целесообразно заключать письменный договор, однако закон требует этого лишь в исключительных случаях.
При заключении договора пожертвования школе целесообразно определить порядок передачи имущества и способы осуществления контроля над его использованием.
В случае нарушения целевого использования жертвователь может отменить пожертвование в судебном порядке.